Принцип работы.
Уплотнение обычно состоит из уплотняемого О-образным кольцом графитового
ТОРЦА, фиксированного в держателе из нержавеющей стали и прижимаемого пружиной
к вращающемуся СЕДЛУ из карбида вольфрама, укрепленному на валу, как показано
на рисунке.
Уплотнение среды в районе контактных поверхностей вращающегося и
стационарного колец достигается уникальным и гениальным способом.
Уплотнительные поверхности притираются до высокой степени плоскостности, однако
вращающееся кольцо из карбида вольфрама имеет ряд логарифмических спиральных
канавок, выточенных в его вращающейся поверхности. Профиль этих канавок показан
на рисунке, на котором также изображена система условных обозначений, связанная
с конструкцией седла.
При вращении уплотняемая среда втягивается внутрь, в основании канавки,
называемое уплотнительной перегородкой. Уплотнительная перегородка обеспечивает
сопротивление потоку, тем самым увеличивая давление. Созданное давление
разъединяет поверхность графитового кольца и кольцо из карбида вольфрама на
точное расстояние, обычно равное 3 микронам. Между радиальными поверхностями
устанавливается зазор, когда гидростатическое давление закрывающих сил и
пружинная сила сравниваются с открывающими силами, создающимися внутри пленки
уплотняемой среды.
В условиях динамического равновесия силы, действующие на уплотнения, могут
быть изображены графически, как показано на рисунке.
Закрывающая сила (ЗС) является результатом давления в системе плюс
небольшая сила сжатия пружины. Открывающая сила (ОС) является результатом спада
давления в системе между торцом и седлом плюс давление, созданное спиральными
канавками. При равновесии, то есть когда ЗС=ОС, рабочий зазор для наиболее
распространенных уплотняемых сред равен, как упоминалось выше, примерно 3
микронам.
Если происходит нарушение, в результате которого уплотнительной зазор
уменьшается, тогда созданное спиральными канавками давление значительно
повышается, как показано на рисунке.
Подобным образом, если сбой приводит к увеличению зазора, происходит
понижение созданного давления, и уплотнение очень быстро восстанавливает свое
равновесие.
Результатом этого механизма является высоко стабильный, но очень тонкий
слой уплотняемой среды между стационарным торцом и вращающимся седлом. Это
приводит к тому, что обе поверхности держатся на расстоянии друг от друга и не
соприкасаются при нормальных динамических рабочих условиях. В свою очередь, это
приводит к долгому сроку службы и надежности уплотнения без износа контактных
поверхностей.
Тандемное уплотнение представляет собой пару торцевых уплотнений,
устанавливаемых одно за другим в патроне для непосредственной установки в
компрессор. Обычно, первичное, или внутреннее, уплотнение обеспечивает
герметизацию технологического газа при полном рабочем давлении с утечкой через
соответствующую выводную линию, а вторичное, или внешнее, уплотнение запирает
первичные утечки в данной выводной линии, а также служит в качестве
дублирующего резервного уплотнения.
В результате, при нормальных условиях эксплуатации лишь небольшая утечка
отводится в атмосферу через вторичное уплотнение.
В случае, когда патрон уплотнения комплектуется промежуточным лабиринтом,
между внутренней и внешней уплотнительными ступенями может подаваться азот, что
полностью предотвращает попадание технологического газа в выводную линию
вторичных утечек. Большая часть этого инертного газа отводится в выводную линию
первичных утечек вместе с утечкой из внутреннего уплотнения.
Газ, подаваемый в патрон, должен быть чистым (максимальный размер
частиц — 5 мкм).
Иногда между патроном газового уплотнения и корпусом подшипника
устанавливается внешний лабиринт (или другое устройство для предотвращения
попадания масла). Подача туда воздуха или азота предотвратит загрязнение
внешнего уплотнения маслом и обеспечит отвод вторичной утечки только через выводную
линию вторичных утечек.