Блок нагнетателя
1. Назначение.
1.1 Блок нагнетателя предназначен для перекачки природного газа по магистральным газопроводам в составе установке УНЦ-16 газоперекачивающего агрегата ГПА-16 «Волга».
Условное обозначение блока БН-16, где:
БН — блок нагнетателя;
16 — потребляемая мощность нагнетателя, МВт.
1.2 Блок применяется для эксплуатации на открытой площадке с диапазоном температуры атмосферного воздуха от минус 60° до плюс 45°С.
2. Состав изделия
2.1 Блок нагнетателя БН-16 состоит из:
-нагнетателя НЦ16-76/1,44;
-контейнера;
-системы уплотнений нагнетателя;
-системы продувки МП(магнитных подшипников) нагнетателя;
-щита местных приборов в трассу импульс;
-систем обеспечения (вентиляции, отопления, освещения, обнаружение и сигнализации загазованности, кожуха муфты и грузоподъемного механизма);
-трасс импульсных проводок и кабелей электрооборудования и автоматики.
2.2 Технические данные:
-категория помещения согласно ОНТП 24-86………………………………….А
-класс взрывоопасной зоны по ПУЭ………………………………………….В-1а
-мощность потребляемая МП, кВт, не более………………………………..…5
-мощность вспомогательного оборудования, кВт…………………………….16
-масса блока, кг…………………………………………………………..……45000
3. Устройство и работа изделия
3.1 Блок нагнетателя представляет собой конструкцию под общим укрытием (контейнером) с установленным на раме нагнетателем НЦ16-76/1,44и размещенными системами нагнетателя и обеспечения.
Системы обеспечения предназначены для создания условий безопасной эксплуатации нагнетателя и периодического пребывания внутри укрытия обслуживающего персонала.
3.2 Блок выполнен из транспортабельных (железнодорожных габаритов) монтажных частей. Сборка блока осуществляется разъемными(болтовыми) соединениями.
Блок устанавливается на фундамент и крепится шестью фундаментными болтами М30. Для обеспечения жесткости дополнительно боковые отсеки контейнера опираются на фундамент через шесть опор.
3.3 Рабочий газ из блока всасывающих кранов(элемент газовой коммуникацииУНЦ-16) через патрубок всасывающий поступает в нагнетатель.
В нагнетателе происходит последовательное сжатие газа в 3-х ступенях и далее газ нагнетается через патрубок нагнетательный в блок кранов нагнетания (элемент газовой коммуникацииУНЦ-16). Подробно состав, устройство, работа нагнетателя и газовой коммуникации в отельных лекциях.
4.Устройство и работа составных частей
4.1 Система уплотнений
В систему уплотнений входят стойка системы уплотнений, трубопроводы подвода и отвода запирающего газа, трубопроводы отвода утечек из газодинамических (сухих) уплотнений и трубопроводы на свечу.
В качестве запирающего газа используется рабочий, отбираемый из нагнетательного патрубка.
Газ через вентиль 51-КШ301 подается на стойку С-7071-95 СБ. На стойке происходит подготовка запирающего газа — тонкая фильтрация и дросселирование.
Очищенный газ со стойки по трубопроводам подводится на газодинамические уплотнения.
Уплотнения выполнены по двухступенчатой схеме. Весь перепад давления срабатывается на первой ступени уплотнения. Вторая ступень является страховочной.
Утечки газа с первых ступеней уплотнения по трубопроводам отводится на стойку и со стойки сбрасывается в атмосферу через свечной трубопровод на крыше бокового отсека.
Газо-воздушная смесь (99 % воздуха + 1 % газа max), образующаяся во вторых ступенях вследствие перетечек, отводится по отдельным трубопроводам от нагнетателя и сбрасывается на свечу на крыше блока.
Для контроля и предотвращения газо-воздушной смеси взрывоопасной концентрации, предусмотрены отборы перепада давления в САУ ГПА.
4.2 Система продувки магнитных подшипников воздухом.
Система предназначена для обеспечения взрывозащиты и охлаждения магнитных подшипников нагнетателя путем продувки воздухом и обеспечение взрывозащиты кабелей управления МП путем наддува воздухом. В систему входят линия подвода воздуха в МП, линии отвода воздуха из РП и РОП, линии наддува кабелей управления МП.
Линия подвода состоит из электрозадвижки 51-ЗД540, регулятора давления 51-КД540,коллектора, дроссельных шайб 51-ДШ540 — ДШ542 и трубопроводов.
Линия отвода со стороны РУП состоит из дроссельной шайбы и трубопроводов.
Линии с приводной стороны нагнетателя отсутствует. Сброс воздуха осуществляется через лабиринтные уплотнения по валу в кожух муфты.
Подвод воздуха в систему осуществляется из агрегатной системы подготовки воздуха (см.117.01.01.00.000ПЗ) с давлением 9-13 кгс/см2 и температурой не выше 45°С.
Воздух через задвижку 51-ЗД540 поступает в блок нагнетателя и далее через регулятор давления на шайбы ДШ540 — ДШ542. Система дроссельных шайб на входе и выходе из подшипников для поддержания необходимого давления и расхода воздуха в полости подшипников.
5. Контейнер
5.1 Контейнер предназначен для защиты оборудования блок от атмосферных осадков и звукоизоляции работающего оборудования.
Контейнер состоит из следующих монтажных частей:
-рамы с двумя торцовыми стенками;
-боковых отсеков;
-крыши;
-торцовых стенок.
Сборка частей контейнера выполняется разъемными соединениями с уплотнителем пористой резиной по разъему.
Сборочные единицы выполнены по конструктивной схеме: сварной каркас из стального проката и приваренные к нему тепло звукоизолирующие панели.
Тепло звукоизолирующие панели трехслойной конструкции с
наружной обшивкой толщиной
В местах прохода патрубков на боковых отсеках установлены съемные панели с горизонтальным разъемом. Крепление съемных панелей к каркасу — болтами.
В контейнере предусмотрены три двери и распашные ворота. Левая половина ворот служит одновременно основной дверью для входа в контейнер.
Для обслуживания стойки системы уплотнений и щита местных приборов при работе ГПА снаружи контейнера предусмотрены двери(люки).
5.2 Рама представляет собой сварную конструкцию их двух продольных и пяти поперечных балок двутаврового сечения, накрытых настилом из листового материала.
На двух поперечных балках выполнена коробчатая сварная конструкция с опорными платиками для установки нагнетателя. Опорные платики имеют упоры с отжимными болтами для центровки нагнетателя и фиксации опорных лап нагнетателя.
Для свободной температурной деформации нагнетателя в осевом направлении предусмотрены две направляющие шпонки.
На торце рамы(со стороны привода) установлен штифт для стыковки и предварительной центровки блока нагнетателя с блоком двигателя при монтаже.
Для выверки блока по высоте и горизонтали на раме предусмотрены отжимные болты и платики под гидростатический уровень.
5.3 Отсек со стороны нагнетания. Каркас отсека по торцам сформирован двумя колоннами, выполненные из швеллеров № 10. На колонны опирается балка двутаврового сечения, являющаяся элементом каркаса и подкрановым путем.
5.4 Отсек со стороны всасывания. По конструкции аналогичен. Особенностью конструкции отсека является наличие изолированного помещения — отсека пожаротушения.
5.5 Стенки торцовые.
5.6 Крыша.
6. Системы обеспечения.(2-ой час)
6.1 Система вентиляции.
6.1.1 Система вентиляции предназначена для обеспечения воздухообмена в блоке нагнетателя в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм.
В блоке нагнетателя и отсеке пожаротушения предусмотрена естественная вентиляция с двух кратным воздухообменом в час по полному объему соответствующих помещений.
6.1.2 Составными элементами естественной вентиляции блока нагнетателя являются жалюзи для входа воздуха, дефлекторы — для выхода.
Естественная вентиляция отсека пожаротушения осуществляется двумя регулируемыми заслонками, установленными на разных уровнях.
6.1.3 В блоке дополнительно предусмотрена принудительная вентиляция при повышении температуры внутри помещения в летнее время.
Принудительная вентиляция осуществляется осевыми вентиляторами типаВО-01-300,мощностью 0,37 кВт. Включение вентилятора- дистанционное из блока электроснабжения и автоматическое при повышении температуры в блоке 45°С.
6.2 Система отопления.
6.2.1 Система отопления предназначена для:
поддержания температуры в блоке не менее +5°С;
обеспечения нормальных температурных условий для работы приборов и оборудования;
обеспечения нормальных температурных условий работы обслуживающего персонала при проведении регламентных и ремонтных работ.
6.2.2 Обогрев(отопление) блока осуществляется горячим воздухом, отбираемым от работающего приводного двигателя НК-38СТ.
На входе в блок на трубопроводе обогрева установлена задвижка для регулирования расхода воздуха, а в конце трубопровода имеется раздаточный коллектор с отверстиями для направленного выхода воздуха.
6.2.3 Электрическое отопление выполнено обогревателями электрическими ОВЭ-4 во взрывозащищенном исполнении. Мощность одного обогревателя составляет 2 кВт. В блоке установлены 6 обогревателей, которые включаются дистанционно с блока электроснабжения ГПА. От одного кнопочного поста включается одновременно два обогревателя.
В отсеке пожаротушения установлен один обогревательОВЭ-4 с автоматическим управлением по температуре воздуха в отсеке. Предусмотрено дистанционное управление обогревателем с блока БЭС.
6.3 Система освещения.
6.3.1 Система освещения включает четыре светильника типа НПП 25-100 с лампами накаливания и двумя светильниками дневного света типа НЧТЛ-2´80.
Светильники НПП 25-100 включаются от выключателя, установленного перед входными воротами.
6.3.2 Для проведения регламентных и ремонтных работ внутри блока дополнительно предусмотрены светильники НЧТЛ-2´80. Светильники включ. от выключателя, установленного внутри помещения.
6.3.3 Освещение отсека пожаротушения осуществляется двумя светильниками типа НПП 25-100. Включ. Светильников от выключателя, установленного снаружи у входной двери в отсек.
6.4 Система обнаружения и сигнализация загазованности
Система состоит из датчиков загазованности, вентилятора вытяжного аварийного (ВВР), световой и звуковой сигнализации.
Система выполнена на двух уровнях по загазованности блока рабочим газом от нижнего предела взрываемости (НПВ):
при 10 % от НПВ — автоматическое включение аварийного вытяжного вентилятора, обеспечивающего не менее 8-ми кратного воздухообмена в час по объему блока;
-при 20 % от НПВ — выдача сигнала датчиком загазованности на аварийный останов ГПА.
В качестве ВВР предусмотрен осевой вентилятор типа ВО-06-300, мощностью 0,37 кВт.
Помимо автоматического включения вентилятора, предусмотрено дистанционное- с блока БЭС. Местное включение вентилятора осуществляется кнопочным постом, установленным у входа в блок.
Для оповещения обслуживающего персонала, находящегося внутри блока, предусмотрена световая сигнализация(типа ССВ-15М, желтого цвета) и звуковая- сиреной типа ПВСС-412.
Световая и звуковая сигнализация расположены внутри блока на торцовой стене со стороны привода.
6.5Грузоподъемный механизм.
Система грузоподъемных механизмов представляет собой ручной подвесной кран, установленный на подкрановых путях внутри контейнера.
Кран предназначен для проведения ремонтных работ нагнетателя и обеспечивает продольное и поперечное перемещение груза.
Грузоподъемность крана 3.2 т.
7. Трассы импульсных проводок и кабельных линий электрооборудования и автоматики.
8. Меры безопасности
8.1 К обслуживанию блока допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и сдавшие зачеты на знание настоящего ТО по эксплуатации и следующих документов:
1) Правил устройств и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением;
2) ПУЭ;
3) Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
4) Эксплуатационной документации(чертежи, схемы, ТО и ИЭ) на блок нагнетателя, на сам нагнетатель, комплекты сухих уплотнений и магнитных подшипников и САП.
8.2 При эксплуатации блока необходимо помнить, что рабочий газ взрывоопасен при содержании его в воздухе в пределах 5-17 % по объему.
Запрещается эксплуатация оборудования блока при неисправной системе контроля загазованности.
8.3 При работе ГПА запрещается входить в помещение блока.
8.4 Перед проведением ремонтных и регламентных работ необходимо:
стравить давление газа из нагнетателя и произвести его продувку;
проветрить помещение блока, включив рабочий или аварийный вентилятор;
установить заглушки на всасывающий и нагнетательный патрубки нагнетателя;
отключить подачу электроэнергии на оборудование блока, за искючен. систем вентиляции, освещения, пожаротушения, и обнаружения загазованности.
8.5 Запрещается:
подтягивать любые соединения на трубопроводах, находящихся под давлением;
пользоваться неисправными подъемными механизмами и приспособлениями для подъема и транспортировки;
— эксплуатация оборудования блока при неисправной системе контроля загазованности;
эксплуатацию при неисправной системе пожаротушения или истек срок очередного освидельствования;
эксплуатация блока и его оборудования при параметрах, имеющих отклонения от значения, указанных в техдокументации.
8.6 Перед пуском убедитесь в отсутствии людей внутри блок — контейнера.
9. Регламентные работы
9.1 Нормальная работа оборудования блока в процессе эксплуатации зависит от своевременного и качественного выполнения всех видов осмотров и регламентных работ.
9.2 Поддержание оборудования в работоспособном состоянии и восстановление его важнейших эксплуатационных характеристик достигается системой планово-предупредительного ремонта (ППР).
9.3 Система ППР включает в себя периодическое техническое обслуживание(осмотры и регулировки без разборки), текущие, средние, и капитальные ремонты оборудования блока.
9.4 Периодичность ремонтов и порядок техобслуживания оборудования осуществляется согласно эксплуатационной документации на оборудование.
9.5 Во время работы ГПА необходимо не реже четырех раз в смену обойти блок, при этом:
включить освещение в блоке и осмотреть, пронаблюдать за работой оборудования через смотровые стекла на дверях;
открыть дверь перед стойкой системы уплотнения и записать показания приборов и провести необходимые проверки согласно ТО на комплект уплотнения;
открыть дверь перед щитом местных приборов и визуально проконтролировать показания приборов.
10. Щит местных приборов
Щит предназначен для размещения приборов и периодического контроля рабочих параметров блока обслуживающим персоналом.
На щит выведен контроль следующих параметров:
-давление газа на входе в нагнетатель
-температура газа на входе в нагнетатель
-давление газа на выходе из нагнетателя
-температура газа на выходе из нагнетателя
-температура воздуха на подводе в магнитные подшипники
-давление воздуха в радиальном подшипнике
-температура воздуха в радиальном подшипнике
-давление воздуха в радиально — осевом подшипнике
-температура воздуха в радиально — осевом подшипнике
-температура воздуха блоке нагнетателя
Для обзора щита блока предусмотрена дверь